История ОАО «Оршанский авиаремонтный завод»

История ОАО
«Оршанский авиаремонтный завод»

Военные годы

         История ОАО «Оршанский авиаремонтный завода» берёт своё начало в первые дни Великой Отечественной войны.
12 июля 1941 года, на станции «Беззаботное» Ленинградской области завершено формирование 2-го авиационно-ремонтного поезда Военно-Воздушных сил Балтийского флота.
         Шесть крытых вагонов и десяток железнодорожных платформ - стали первой боевой и производственной базой нашего завода.
         Базируясь на станции Исакогорка Архангельской области, выездные бригады обеспечивали ремонт самолетов, моторов, вооружения и спецоборудования боевых частей авиации ВВС Северного флота, которая защищала Советское Заполярье и караваны судов поставляющих грузы по «ленд-лизу».
         Принимая непосредственное участие в героической обороне Ленинграда, авиаремонтники своим трудом и боевым мастерством сумели возвратить в строй более 140 самолетов и около 180 авиамоторов.
         За образцовое выполнение приказов, терпение, стойкость и мужество весь личный состав части был заслуженно награжден медалью «За оборону Ленинграда». Весной 1945 года личный состав 2-го авиаремонтного поезда принимал активное участие в боях за взятие города-крепости Кенигсберг.
         За мужество и образцовое выполнение боевых заданий Приказом Верховного Главнокомандующего всему личному составу части была объявлена благодарность (Приказ Верховного главнокомандующего от 09.04.1945г. №333) и вручена медаль «За взятие Кенигсберга» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 09.06.1945г.) Великую Победу часть встретила в г.Кольберг (Померания), где принимала активное участие в окончательном разгроме немецко-фашистских войск.

1950-1970 годы


         В течение десяти лет часть производила ремонт самолетов и авиационных двигателей в интересах боевой авиации, а 12 января 1956 года передана в распоряжение 12-го Военно-Морского авиационного училища летчиков, передислоцирована на станцию «Толкай» Куйбышевской железной дороги, где и освоила ремонт самолетов МИГ-15 с реактивным двигателем.
         Серийный выпуск, начатый в начале 50-х годов, современного, реактивного дальнего бомбардировщика ТУ-16, носителя ядерного оружия требовал создания современной ремонтной базы.
         В июле 1956 года 2-я авиаремонтная база передается в состав ВВС, а с 24 декабря 1956 года получает новое место дислокации – аэродром «Болбасово» и задачу на освоение ремонта - самолета ТУ-16.
         С этого момента 2-й авиаремонтный поезд становится 571-м авиаремонтным заводом Министерства обороны СССР.
         Насчитывая около 200 человек личного состава, часть в неимоверно короткие сроки создала производственную базу и уже 8 июля 1957 года выдала из ремонта первый самолет ТУ-16.
         Войсковая часть 21656 (наш завод) 9 апреля 1964 года была переведена на штат авиаремонтного завода и стала ведущей в ВВС страны по ремонту тяжелой бомбардировочной авиации.
         Предприятию был присвоен статус 571 завода по ремонту авиационной техники 3-й категории. К 1965 году в цехах завода проводился средний ремонт до 60 самолетов ТУ-16, а к 1970 был освоен капитальный ремонт самолета ТУ-16.
         Предприятие получает статус авиаремонтного завода 1-й категории.

1970-2000 годы

         В 1980 году завод начинает осваивать ремонт самолетов третьего поколения ТУ-22М2. В 1991 году завод приступил к ремонту самолетов ТУ-22м3. Всего на нашем предприятии отремонтировано самолетов: ТУ-16-1726; ТУ-22м2-52; ТУ-22м3-14.
         Ремонт самолетов ТУ-16 прекращен в 1985 году.
         Однако распад Советского Союза и резкое сокращение расходов на оборону стало тяжелейшим ударом по предприятию. В рамках сокращения вооружений самолёты Ту-22М3 были выведены на территорию России, а 571-й авиаремонтный завод передан в ведение Министерства обороны Республики Беларусь. В этих тяжелейших условиях было принято решение осваивать ремонт новых видов авиатехники, которые будут пользоваться спросом в изменившихся экономических и политических условиях. Организуется непрофильное производство, осваивается ремонт новых агрегатов и систем различных воздушных судов принимается решение, и завод в 1993 году приступил к освоению ремонта вертолета Ми-8 и уже 04.05.1994г. первый отремонтированный на заводе вертолет МИ-8Т передан заказчику.
         В 1995 году был принят Указ Президента Республики Беларусь № 126 «О повышении эффективности управления авиацией». Во исполнение данного Указа, 571 АРЗ Минобороны передан в ведение Государственного комитета по авиации Республики Беларусь. Этим же распоряжением было предписано сохранить за Оршанским АРЗ заказы на ремонт военной авиатехники.
         Для решения вопросов загрузки, в том числе и нашего завода, в 1997 году было создано объединение «Белавиаремонт». В свете этих решений Оршанский АРЗ приступил к освоению ремонта пассажирских самолетов Ту-134. Всего на предприятии отремонтировано 7 единиц авиационной техники данного типа.
         В 1998 году предприятие первым среди госпредприятий СНГ получило Сертификат Ремонтной Организации СПР-12 Межгосударственного Авиационного Комитета и Государственного Комитета по авиации Республики Беларусь на ремонт вертолетов Ми-8 всех модификаций. На настоящий момент предприятие уже несколько раз успешно проходит ресертификацию.
         ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» имеет лицензию Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь на право занятия внешнеэкономической деятельностью с товарами специфического назначения (продукция и услуги военного и двойного назначения).

2000 годы

         27 ноября 2009 года - государственное предприятие «Оршанский авиаремонтный завод» преобразован в открытое акционерное общество «Оршанский авиаремонтный завод». 8 сентября 2008 года на аэродром приземлился вертолет МИ-26, 12 сентября 2008 года подписан акт о приемке и завод приступил к освоению ремонта самого большого в мире вертолёта.
         17 июня 2015 года на ЛИС заводского аэродрома ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» завершены наземные и летные испытания самого большого в мире вертолета МИ-26 после выполнения капитального ремонта. Многолетние усилия заводчан по освоению ремонта данного типа воздушных судов завершились успешно – завод освоил ремонт МИ-26, а Министерство обороны Республики Беларусь получило вертолет, которому заводчане дали вторую жизнь.
         В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь №355рп от 30 декабря 2011 года, между Республикой Беларусь в лице Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, АО «Мотор Сич» (Украина) и ЗАО «Системы инвестиций и инноваций» (Республика Беларусь) заключен инвестиционный договор, который зарегистрирован в Государственном реестре инвестиционных договоров Министерства экономики Республики Беларусь 3 февраля 2012г. за №ИД-970.
         Инвестиционным договором предусмотрена реализация инвестиционного проекта комплексного развития ОАО «Оршанский авиаремонтный завод». Но с поставленной задачей указанные акционеры к установленному сроку не справились. В соответствии с Распоряжением Президента Республики Беларусь от 20.07.2018г №148рп «О приобретении акций», акции завода полностью выкуплены у бывших акционеров и переданы в хозяйственное ведение ГВТУП «Белспецвнештехника». Сегодня завод уверенно смотрит в будущее. За последние годы объём заказов по ремонту авиатехники увеличился в несколько раз.
         Нашими партнёрами являются десятки фирм и организаций из восьми стран мира. Прочное финансовое положение,высокое качество услуг и неукоснительное соблюдение предприятием своих договорных обязательств снискало уважение партнёров и обеспечило заводу стабильное положение на рынке ремонта авиатехники.